Энциклопедия

Выберите букву:

АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫЭЮЯ

Роспись по шелку

История росписи по шелку, по всей вероятности, началась уже на ранних этапах его изготовления. Самой древней из известных науке росписей более 2000 лет. Но обнаружена и описана она была лишь во время китайской культурной революции. Это почти двухметровое полотнище находилось в месте захоронения одной знатной дамы. На удивительно хорошо сохранившейся росписи изображены фигуры, темные контуры которых выписаны чрезвычайно умело и динамично. Сами же фигуры раскрашены минеральной краской. И этим своим умением художники Китая оказали плодотворное влияние на становление этого искусства в Японии.

Впервые аналогичная современной роспись по шелку появилась в Японии в ХV веке. Как и китайские мастера, японские художники пользуются прежде всего тушью, но вместе с тем применяются и жидкие красители, которые наносятся с помощью определенных тканей, чтобы избежать слишком сильного расплывания краски на шелке. Таким способом изготавливаются, например, завораживающие своей красотой ландшафты. По мере того как Япония становится все более открытой Западу, в японскую живопись проникают и европейские изобразительные средства. Во второй половине ХIX века японская роспись находит в Европе увлеченных последователей. Особенно интенсивно идеи с далекого Востока перенимаются импрессионистами Франции. В первом десятилетии нашего столетия на смену воску для батика приходит клейкий материал Gutta, который позволяет использовать в работе совершено новую технику. Сейчас роспись по шелку находит все больше почитателей.

В принципе для росписи годится любой вид шелковой ткани.

Для начала лучше взять не очень тяжелый шелк (шифон, эксельсиор, фуляр, крепдешин, туаль). Благодаря небольшой плотности краска ложится на ткань легко и расписывать ее гораздо легче, чем плотный и тяжелый шелк.

Как только вы почувствуете в себе большую уверенность, начните работать с другими видами шелковых тканей: мягкими, струящимися, такими как крепдешин – для платьев, блузок и лпатков, с воздушно-нежным шифоном, немного суховатым шелком тусса, также с тяжелым шелком.

Краски

Выбор красок для росписи по шелку достаточно велик. Одни краски разводятся только спиртом, другие разбавляются также и водой. Отличаются они и по способу закрепления – утюжкой, горячим воздухом, влагой или паром, причем каждая из них имеет как сови преимущества, так и свои недостатки. И все же бесспорное предпочтение знатоки отдают высококачественным краскам, закрепляемым путем запаривания: по сравнению с остальными красками они имеют целый ряд преимуществ. Для наших моделей мы использовали высоконцентрированную краску.

После закрепления красок изделие можно стирать при температуре до 40 или отдавать в химчистку.

Контурный состав (резерв) наносится стеклянной трубочкой или аппликатором. Покрытые контурным составом участки перестают впитывать краску и сохраняют первоначальный цвет шелка. Разбавитель контурного состава дает возможность получить консистенцию контурного состава, соответствующую конкретному виду шелка. Чем тоньше ткань, тем гуще должен быть контурный состав и, наоборот, чем плотнее шелк, тем более жидкий состав.

Дистиллированная вода

Необходима для разбавления и осветления красок. Не используйте для этих целей водой из-под крана – даже незначительное содержание в ней извести может вызвать со временем некрасивые изменения рисунка.


Кисти

Важнейший инструмент для росписи по шелку. От их качества в огромной степени зависит результат работы. Вместо кистей для заливки красок можно использовать стеклянные трубочки, металлические спицы с ватным тампоном и аптечные груши.


Очень мягкий карандаш

Используется для перенесения мотива на ткань.


Рама

Один из самых необходимых предметов при росписи шелка. Существуют различные конструкции рам, обеспечивающие тугое натяжение шелка. Так называемые батичные рамы имеют различную длину. Раздвижная ступенчатая конструкция этих рам позволяет  скреплять рейки, раздвигая их на определенные интервалы (ступени). Эти рамы просты в обращении, но имеют тот недостаток, что платки с заработанными краями часто не подходят к ним по размеру.

Рамы без ступенчатой раздвижки не имеют этого недостатка, с помощью гаек их можно подогнать под любой размер. Профессионалы, как правило, работают именно с такими рамами, обеспечивающие ровное натяжение шелка.


Клейкая бумажная лента

Этой лентой обклеивается верхняя сторона рамы перед началом работы. Благодаря этому дерево не сможет впитать в себя краску и не запачкает следующую работу.

В конце работы лента удаляется.

Rambler's Top100
© 2008-2019, Все права защищены. Programming - Lipsits Sergey